Лицей №21
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наши контакты:

(4712) 35 08 45

г.Курск , ул. Заводская, д.81

Поиск по сайту:

Предметная неделя русского языка и литературы

« Назад

Предметная неделя русского языка и литературы 10.05.2016 06:28

Отчет о проведении предметной недели русского языка и литературы

С 11 по 16 апреля 2016 года в лицее прошла неделя русского языка и литературы. 

Цели:

- мотивировать обучающихся к изучению русского языка и литературы, к чтению книг, к посещению библиотек и литературного музея;

- воспитывать культуру чтения, растить вдумчивых читателей;

- привлекать к активной деятельности творчески одарённых детей;

- расширять кругозор обучающихся по лингвистике, киноведению, библиотечному делу.

План проведения предметной недели русского языка и литературы

Наименование мероприятия Класс Сроки Ответственные
1. Выставка рисунков литературных героев, обложек любимых книг, портретов писателей и поэтов, рекламных плакатов 5-11 Фойе на первом этаже 11-16 апреля, ПН-СБ Малыхина О.Н., Прокудина Т.В.,  Колесникова Е.В., Чавыкина Т.Е.
2. Литературные чтения «Стихов пленительные строки...» 10б, 10г, 10д Каб.8 11 апреляПонедельник2 урок в 10б, 3 урок в 10г, 5 урок в 10д Елагина Н.И.
3. Читательская конференция «Мы — читатели» 9бКаб.27 11 апреляПонедельник, 10.20 Колесникова Е.В.
4. Конкурс риторов «Оратория», посвящённый Году российского кино 11а, 11б, 11г Акт. зал 12 апреляВторник, 5-6 уроки Шумакова Т.В.,  Рюмшина И.Л.
5. Музыкальная гостиная «Наполним музыкой сердца...» 8г, 6б, 6в Каб.29 13 апреля Среда, 12.20 Емельянова Л.Н.
6. Выездная экскурсия. Знакомство с экспозицией, практическое занятие по рассказам Е.И. Носова 5д, 5б Литературный музей 13 апреляСреда, 14.00 Прокудина Т.В., Малыхина О.Н.
7.  Монологи литературных героев «Золотой фонд мировой классики» 8е для 5-6 классов 13 апреля Среда Чавыкина Т.Е. 
8. Лингвистический турнир знатоков русского языка 6а, 6г Каб.13 13 апреляСреда, 12.20 Гриценко И.И.
9. Литературная викторина «Знатоки литературы» 8д Каб.27 14 апреляЧетверг, 13.20 Колесникова Е.В.
10. Выездная экскурсия. Знакомство с экспозицией, практическое занятие по рассказам Е.И. Носова 5в, 5г Литературный музей 14 апреляЧетверг, 14.00 Прокудина Т.В., Малыхина О.Н.
11. Литературно-музыкальная композиция «Строки, опалённые войной...» (памяти поэтов-фронтовиков) 9а, 9г, 11в Акт. зал 15 апреляПятница, 14.15 Горяйнова Н.С.
12. Киноплощадка «Литературные герои в кино» 5д, 5в, 7д, 7бХолл, 1 этаж Библиотека 15 апреляПятница, 12.05, 13.05 Мальцева Ю.В., Прокудина Т.В., Малыхина О.Н.
13.  Библиотечный урок «Русской речи государь по прозванию словарь» Библиотека имени Н.Н. Асеева 16 апреляСуббота, 16.10 Гусенцова Л.Д.
14. Организация и проведение тотального диктанта (закрытая площадка) 5-11 16 апреляСуббота, 15.00 Мальцева Ю.В., Прокудина Т.В., Малыхина О.Н.

Учителя русского языка и литературы Малыхина О.Н., Прокудина Т.В.,  Колесникова Е.В., Чавыкина Т.Е. организовали в фойе на первом этаже выставку рисунков литературных героев, обложек любимых книг, портретов писателей и поэтов, рекламных плакатов, посвящённых литературным юбилейным датам 2016 года. 

Учитель русского языка и литературы Елагина Н.И. провела уроки на тему "Поэзии любимейшие строки..." в 10 Б, Г, Д классах. Звучали стихотворения А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой, Д. Кедрина, Р. Рождественского, Б. Окуджавы, И. Бродского, А. Дементьева. Чтение стихотворений дополняли презентации с иллюстрациями и портретами, музыкальные этюды.

Учитель русского языка и литературы Колесникова Е.В. провела читательскую конференцию для обучающихся 9 Б класса "Мы - читатели". В ней приняли участие 6 тематических секций: "Мой любимый писатель", "Любимые герои", "В мире книг", "Книги для подростков", "Книга моего детства", "Классика навсегда". Сообщения ребят были лаконичными и яркими, выступающие обменивались вопросами, ответы подкреплялись примерами из прочитанных книг.

Учителя русского языка и литературы Шумакова Т.В. и Рюмшина И.Л. в 11 классах провели конкурс риторов «Оратория», посвящённый Году российского кино. Цель конкурса: развитие речемыслительной деятельности обучающихся, формирование эстетического вкуса, расширение представлений о киноискусстве. Старшеклассники сумели продемонстрировать свои риторические навыки, личный опыт изучения отечественного кинематографа, умение взаимодействовать с аудиторией во время выступления. 

Учитель русского языка и литературы Емельянова Л.Н. организовала литературно-музыкальную гостиную «Наполним музыкой сердца...», объединив обучающихся 8 и 6 классов. Основные задачи данного мероприятия: формирование у обучающихся основы музыкальной культуры, развитие их художественного вкуса, приобщение к классической музыке и поэзии. Литературно-музыкальная гостиная - содружество двух муз: поэзии и музыки. 

Лицеисты совершили путешествие в чудесный мир звуков, который нас окружает весной. Прозвучали инструментальные интерпретации на фортепиано, домре и скрипке в исполнении обучающихся 6 В, 8 Г, 9 В классов.

Учителя русского языка и литературы Прокудина Т.В., Малыхина О.Н. и обучающиеся 5 классов посетили Литературный музей, познакомились с экспозицией, посвященной Е.И Носову. 

В актовом зале музея ребята встретились с курянами, которые лично знали писателя и рассказали о его детстве, судьбе, об увлечениях и особенностях характера, о самых интересных произведениях. Также показали игрушки, которые Носов делал своими руками, поведали историю их появления. Все сообщения сопровождались видеороликами.

Учитель русского языка и литературы Чавыкина Т.Е. организовала литературное мероприятие для учащихся 5-6 классов: обучающиеся из 8 и 5 классов составили рекламу книг М. Петросян "Дом, в котором...", Р. Брэдбери "Вино из одуванчиков", Е. Носова "На рыбачьей тропе", чтецы из 8 класса выступили с монологами литературных героев из произведений А.П. Чехова "Размазня", Л. Бессона "Артур и минипуты", прочитали "Балладу о зенитчицах" Р. Рождественского. Ребята проявили интерес к названным книгам, оценили артистизм выступающих чтецов.  

Лингвистический турнир знатоков русского языка в 6 А и 6 Г классах провела учитель русского языка и литературы Гриценко И.И. Ученики 9 класса Д были ведущими и членами жюри, оценивающими ответы двух команд и определяющими самых эрудированных и находчивых знатоков русского языка. Ребята показали хорошее знание терминов, сумели разгадать ребусы, дописать пословицы, вспомнили известные фразеологизмы, определили количество звуков и букв, нашли недостающие морфемы, правильно собрали рассыпанные слова.

Учитель русского языка и литературы Колесникова Е.В. организовала литературную викторину «Знатоки литературы» в 8 Д классе. Материалом для проведения игры послужили изученные в 5-8 классах литературные произведения А. Пушкина, Н. Гоголя, А. Герцена, И. Тургенева, М. Горького, М. Цветаевой, К. Паустовского, М. Булгакова, М. Шолохова. Звучали музыкальные фрагменты известных композиторов и отрывки из радиоспектаклей, демонстрировались кинокадры экранизаций, портреты, иллюстрации, картины известных русских художников. Различные виды искусств объединили прочитанные ребятами книги. 

 Учителем русского языка и литературы Горяйновой Н.С. была проведена литературно-музыкальная композиция "Строки, опалённые войной...", посвящённая памяти поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, Б. Окуджавы, А. Суркова, Ю. Друниной, К. Симонова, А. Твардовского. Ребята познакомили зрителей со страницами биографии поэтов, рассказали об истории создания некоторых военных песен. Обучающиеся читали стихотворения, исполняли фронтовые песни. Была создана атмосфера торжественности и осознания трагичности военных лет.

В библиотеке лицея учителями русского языка и литературы Мальцевой Ю.В., Прокудиной Т.В. была организована киноплощадка «Литературные герои в кино» и проведено мероприятие, подготовленное учащимися 7 класса для 5 классов, на тему «Что значит экранизировать художественное произведение?» Ребята узнали, что связывает кинематограф и литературу, что роднит актеров и литературных героев, как взаимодействуют российские режиссеры и русские писатели, чем экранизация произведения отличается от фильма, снятого по его «мотивам».  

Перед читателями и зрителями стояла нелегкая задача: что нужно сделать сначала - прочитать книгу или посмотреть одноименный  фильм? Чтобы узнать, что полно и точно отразил режиссер в фильме, а что он решил поменять, необходимо прочитать книгу. Книга - первоисточник. 

В фойе 1 этажа лицея на больших переменах учителем русского языка и литературы Мальцевой Ю.В. была организована работа литературных «киноплощадок» для обучающихся 7 Б и 7 Д классов. Мероприятие представляло собой небольшой 20-минутный экскурс по существующим российским и советским экранизациям литературных произведений.  Киножурнал был посвящен Году российского кинематографа.

Учитель русского языка и литературы Мальцева Ю.В. рассказала о существующих экранизациях программных произведений для 7 класса, об отличии понятий «экранизация литературного произведения» от «фильма, снятого «по мотивам», о российских режиссерах, решившихся на экранизацию классических и современных русских и зарубежных  произведений. Были продемонстрированы фото- и видеоматериалы (фрагменты из рок-оперы «Юнона и Авось» М.Захарова (на стихи А.Вознесенского), из фильма «Жестокий романс» Э.Рязанова (по мотивам пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»). Перед началом мероприятия звучала песня А.Градского «О поэтах».

Обучающиеся получили флаеры с информацией, которая поможет ориентироваться в мире экранизаций. Флаеры содержали отзывы литературных критиков и кинокритиков о театральных и оперных постановках по мотивам классических произведений (опера «Евгений Онегин» на стихи А.С. Пушкина, муз. П.И. Чайковского, телеспектакль М. Захарова «Горе от ума» по комедии А.С. Грибоедова).

Библиотечный урок «Русской речи государь по прозванию словарь» совместно с сотрудниками областной научной библиотеки им. Н.Н. Асеева провела учитель русского языка и литературы Гусенцова Л.Д. Обучающиеся 7 класса познакомились с различными лингвистическими словарями, знаменитыми лексикографами, участвовали в занимательной викторине, определяли происхождение своих фамилий с помощью энциклопедии русских имен и фамилий.

16 апреля в лицее был проведен Тотальный диктант - всероссийская акция по повышению грамотности. Следует отметить, что это первый опыт работы лицея в качестве площадки для проведения Тотального диктанта.

Площадка значилась как «закрытая», была рассчитана на 50 человек, но, согласно условиям проведения Тотального диктанта, каждый, кто хотел принять участие, мог написать диктант и без регистрации. Всего в Тотальном диктанте на базе лицея приняли участие 58 человек. Диктант проводился в 8 и 9 кабинетах, которые были оснащены необходимой техникой для проведения акции.  

Организатор: Мальцева Ю.В.(распечатка бланков, переписка, организация). Диктующие учителя: Мальцева Ю.В., Прокудина Т.В. Проверяющие: Малыхина Т.В., Прокудина Т.В. Большую помощь и содействие в организации и проведении Тотального диктанта оказали зам.директора по УВР Хорева Э.А. (информационное обеспечение), зам.директора по УВР Шумакова Т.В. (организация).

Обеспечивали бланками, корректировали количество участников в время проведения акции, раздавали сувениры от спонсоров, вели фотосъемку волонтеры - студенты ЮЗГУ Алябьева Т., Бурдина Ю. 

Предметная неделя была проведена на высоком методическом уровне. Ребятам понравились необычные формы проведения уроков и мероприятий, выездные экскурсии, выставки и презентации, викторины и литературно-музыкальные постановки. Обучающиеся расширили круг своих интересов и представлений о мире литературы и кинематографе, лингвистике и библиотечном деле, заинтересовались новыми книгами и фильмами. Учителя посещали мероприятия и уроки своих коллег, обменивались методическим опытом. 

Организатор предметной недели - руководитель МО учителей русского языка и литературы Колесникова Е.В.