Лицей №21
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наши контакты:

(4712) 35 08 45

г.Курск , ул. Заводская, д.81

Поиск по сайту:
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Уроки лет минувших от Светланы Белоусовой

« Назад

Уроки лет минувших от Светланы Белоусовой 08.10.2020 09:35

История – предмет, который невозможно не любить. Ведь связан он с прошлым, без которого, как известно, невозможно построить будущее. Усваивать уроки лет минувших юным курянам помогает заслуженный учитель РФ, учитель истории и естествознания лицея №21 Светлана Белоусова.

О модулях и обучении действием

– Рассказать о том или ином событии, а потом вызвать детей к доске – слишком банально, Надо заинтересовать, а тут без использования особых методов не обойтись.
Когда школа получила статус лицея, установились тесные связи с университетами (КГУ, КГМУ). Чтобы помочь детям адаптироваться к вузовской системе обучения, стала переходить на лекционно-семинарско-зачетный принцип.

Модуль – это самостоятельная часть учебной информации. Каждый предмет можно разбить на модули. Обществознание уже изначально из них состоит: философия, социология, политология, экономика и право.  Встроила в модуль лекции, семинары и зачеты. Разработала свои лекции (большой информационный материал, достаточный для сдачи ЕГЭ по предмету, для победы на олимпиаде и для сдачи внутренних испытаний в МГУ). После подачи информации – диалог: совместно с учениками определяем проблемные точки, разбираем и закрепляем через решение задач теоретический материал. Параллельно работаем с терминологией – дети должны свободно оперировать научными понятиями.
Заслуженный учитель РФ считает, что можно и нужно использовать кейс-технологии (обучение действием), когда каждое положение модуля разбирается на конкретных ситуациях. Например, экономика. Тема: инфляция. Разбираются темпы роста цен. Говоря про  гиперинфляцию, рассматриваем ситуации в Германии в 1920-е или в Никарагуа в 1980-е. При изучении монетарной политики дети вспоминают события современной России: действия Центрального Банка (снижение ключевой ставки). Завершение модуля – зачет (каждый отчитывается по полученным знаниям) и тестирование.
– У этой системы есть и отрицательный момент – учебный материал усваивается разрозненно. Но мы решили эту проблему. Каждую неделю лицеисты пишут обществоведческое сочинение, где рассуждают о поставленной проблеме, находят аргументы теоретического характера, используя все учебные модули. Лучшие работы издаем – так они становятся обучающим материалом для следующих поколений лицеистов.
Прогуляемся по Курску

– Живем в Курске, значит, должны знать родной город, – уверена Светлана Ивановна.
Педагог вместе с учениками разработала и реализовала несколько экскурсий, которые помогли детям по-новому взглянуть на столицу соловьиного края, – «Старый Курск», «Храмы и монастыри города Курска», «Курские слободы».
Это совместный проект лицеистов и археологического музея. Работали в архиве, в библиотеке имени Николая Асеева с периодикой. Получили международный грант и I место в конкурсе «Курск – город древний, город вечно молодой».

В прошлом году для учителей и директоров представили проект 10-11 классов – дискуссионный клуб «Эволюция политических идеологий сквозь призму социального запроса политических групп (технология коучинга)». Группы, представляющие  консерватизм, либерализм, социал-демократию, коммунизм,  раскрывали базовые ценности на родном языке идеологий (английском, французском, китайском, итальянском, немецком). Показали эволюцию каждой за последние 100 лет (уже на родном языке), попытались определить самую эффективную для современного общества систему взглядов. Светлана Белоусова исполнила роль коуча – человека, помогающего ученику достичь некой жизненной или профессиональной цели.
Получили высокие оценки от гостей. Дети проявили себя на 100 %. Ради таких моментов живет и работает учитель.

О выпускниках

Успехи учеников – это гордость учителя. Воспитанники Светланы Ивановны ежегодно становятся победителями и призерами всероссийской олимпиады школьников, участвуют во всероссийских многопрофильных интеллектуальных состязаниях. Выпускники каждый год получают высокие баллы по ЕГЭ и поступают не только в российские вузы. Каждый из ребят вспоминает об учительнице истории с теплотой и любовью.

  • Андраник Аюнц поступил в 2010 году в НИУ высшей школы экономики, который окончил с отличием. Парня пригласили на работу в ВТБ. Год назад Андраник поступил в магистратуру в Кембридж, окончил его с отличием и подписал контракт со Швейцарским банком.
  • Ксения Метленко – финалист программы «Умники и умницы». Девушка окончила факультет международного права МГИМО с красным дипломом, затем поступила в магистратуру в Германию, где проявила себя лучшим образом.
  • Мария Студеникина – выпускница финансового вуза, работает в правительстве РФ.
  • Юлия Азарова получила ученую степень в медуниверситете, преподает и занимается научной работой в своем вузе.
  • Анастасия Шкребо окончила с красным дипломом высшую школу экономики, поступила в магистратуру МГИМО на программу двойного диплома, в этом году уехала продолжать образование в бизнес-школе во Франции.

– Желание помогать другим – качество, определяюще будущее многих учителей. Люди становятся педагогами, потому что любят детей или потому что им нравится быть с ними, наблюдать, как они развиваются, становятся умелыми и уверенными. «Они учат, отдавая частичку себя другим», – сказал Уильям Эрз.
И если удается чему-то научить школьников, значит, трудишься не напрасно. И это ни с чем не сравнимое чувство.

Источник: газета «Городские Известия» № 4536 от 03 октября 2020